Бронированный лимузин Горбачева и Ельцина — как его строили
---
Однако первым заказчиком бронированных лимузинов ЗИЛ стал вовсе не Леонид Брежнев и даже не Михаил Горбачев, а… революционер-«барбудос» Фидель Кастро.
Первый бронированный ЗИС-101 планировали сделать еще до Великой Отечественной, но до ездовой машины дело не дошло.
Советские вожди предпочитали американские Packard, хотя после войны Иосиф Сталин и его соратники пересели-таки в отечественные броневики — ЗИС-115, разработанные на базе лимузина ЗИС-110. Начало было положено.
После смерти Сталина бронированные ЗИС-115 быстро вышли из почета у нового руководства СССР. Говорили даже, что Никита Хрущев со свойственной ему прямотой сказал, что негоже прятаться от своего народа.
Так или иначе, почти три десятилетия членовозы ЗИЛ не имели бронированных версий. Не было таких машин ни у Хрущева, ни у его сменщика Брежнева. Причем даже после покушения лейтенанта Советской Армии Ильина, признанного впоследствии психически больным, на генсека в январе 1969-го, когда по стечению обстоятельств погиб водитель ГОНа (Гараж особого назначения) Илья Жарков.
А в 1978-м пару бронированных машин попросило вовсе не руководство СССР, а поддерживаемое Союзом правительство Афганистана, уверенное, как и многие в мире, что именно на таких лимузинах и возят членов Политбюро во главе с Брежневым. Афганцам, за неимением ничего другого, из запасов ГОНа выделили два старых, но сохраненных ЗИС-115. Один, говорят, до сих пор стоит в музее в Кабуле. А в 1980-м броневики попросил у руководства Союза еще и лидер Кубы Фидель Кастро. Примерно в это время в Москве и начали создание броневерсии нового ЗИЛ-4104.
Краш-тест ЗИС-1й5 на Дмитровском полигоне, 1985 г.
Опыта в этом деле у завода почти не было. Интересно, что именно поэтому в 1985-м на Дмитровском полигоне провели краш-тест ЗИС-115 выпуска начала 1950-х. Машина показала себя безопасной, но для пассажиров, сидящих сзади. Но это и считали главным.
Бронированная капсула для автомобиля ЗИЛ-4105.
ЗИЛ-4105 был не просто бронированной модификацией стандартной машины, а самостоятельной конструкцией, построенной вокруг отдельно спроектированной бронекапсулы. Именно такая конструкция обеспечивала максимальную защиту. Бронекапсулы для ЗИЛ делали в Кургане.
ЗИЛ-4105 на испытаниях, 1980 г.
Масса защищенных автомобилей, в зависимости от комплектации, составляла 5160–5225 кг. Опытную машину в 1980-м подвергли испытания, включая обстрел из автомата. Для «тяжелого», как неофициально называли бронированные машины, ЗИЛ-4105, разработали специальные шины размерностью 250/70R16: И-283 — летние и И-290 — зимние.
Ранний серийный ЗИЛ-4105.
Первые ЗИЛ-4105 с бронекапсулой еще имели дизайн как у стандартного ЗИЛ-4104 первого поколения.
Так называемые «легкие» бронированнные ЗИЛ-41047ТБ фирмы Trasco Bremen.
Помимо автомобиля, построенного вокруг мощной бронекапсулы, прикидывали и так называемый легкий вариант — защиту уже готового ЗИЛ-41047. Три таких прототипа по заказу ЗИЛ изготовила немецкая компания Trasco Bremen. Из такой машины с первоначальным названием ЗИЛ-41047ТБ планировали создать версию ЗИЛ-41053, но позднее эту работу сочли нецелесообразной из-за заметно более слабой защиты пассажиров.
ЗИЛ-41051 с бронекапсулой.
Первые бронированные ЗИЛ-41051 тоже имели дизайн как у ЗИЛ- 4104. В декабре 1984 года два таких автомобиля отправили-таки заказчику на Кубу — в гараж Фиделя Кастро. А с февраля 1985 года стали строить ЗИЛ-41052 — с дизайном обновленного уже ЗИЛ-41047.
Михаил Горбачев и его ЗИЛ-41051 в Ватикане.
Так, после Хрущева, отказавшегося в 1950-х от бронеавтомобилей, первым лидером, кто отгородился от народа и сел в бронированный лимузин, на заре перестройки стал Михаил Горбачев. Последний генсек и первый президент СССР перемещался в защищенном лимузине ЗИЛ-41051. Однако обычно по Москве Горбачева возили на обычной небронированной машине. Защищенные, как правило, везли лишь в дальние, в том числе в зарубежные командировки.
Внешне ЗИЛ-41052 практически неотличим от базовой модели.
Внешне все бронированные машины, в частности и ЗИЛ-41052, практически неотличимы от стандартных. Опознать их можно разве что по немного «мутному» ветровому стеклу. Кстати, в сумерках специфика бронированных 43-миллиметровых стекол — их некая мутность — заметна и с места водителя. Приходится привыкать.
Салон бронированного автомобиля такой же, как у стандартного.
Передняя часть салона бронеавтомобиля тоже неотличима от стандартной в обычной машине. Стекла толстенных дверей не опускаются. Бронированной машине это уж точно ни к чему.
В броневике нет подъемного стекла в салоне.
Характерная черта ЗИЛ-41052 — отсутствие перегородки с подъемным стеклом между задней частью салона и передними сиденьями. Поэтому, строго говоря, бронированный автомобиль — не лимузин, а седан.
В бронированном автомобиле толстенные двери и очень мощные петли.
При открытой двери опознать бронированный автомобиль нетрудно по толстенным дверям на мощнейших петлях.
Президент Борис Ельцин в начале 1990-х ездил в ЗИЛ-41052.
Первого президента России Бориса Ельцина тоже несколько лет возили на ЗИЛе модели 41052 — и за рубежом, и на родине.
Но уже в середине 1990-х ГОН стал активно закупать Mercedes-Benz. На автомобиль этой марки пересел и президент. Объясняли это всего лишь экономической целесообразностью. За ЗИЛ просили куда дороже, чем за немецкий автомобиль. Поэтому необходимость в строительстве ЗИЛ-41052 отпала сама собой. А всего, считая две пробных прототипа, в Кургане изготовили 24 бронекапсулы. Бронированных автомобилей формально было немного больше, поскольку шесть машин со временем переоборудовали из ЗИЛ-41051 в ЗИЛ-41052 с обновленным дизайном. Некоторые бронированные лимузины перестройки сейчас находятся в руках частных владельцев, часть — по-прежнему в резерве ГОНа.
Первый бронированный ЗИС-101 планировали сделать еще до Великой Отечественной, но до ездовой машины дело не дошло.
Советские вожди предпочитали американские Packard, хотя после войны Иосиф Сталин и его соратники пересели-таки в отечественные броневики — ЗИС-115, разработанные на базе лимузина ЗИС-110. Начало было положено.
После смерти Сталина бронированные ЗИС-115 быстро вышли из почета у нового руководства СССР. Говорили даже, что Никита Хрущев со свойственной ему прямотой сказал, что негоже прятаться от своего народа.
Так или иначе, почти три десятилетия членовозы ЗИЛ не имели бронированных версий. Не было таких машин ни у Хрущева, ни у его сменщика Брежнева. Причем даже после покушения лейтенанта Советской Армии Ильина, признанного впоследствии психически больным, на генсека в январе 1969-го, когда по стечению обстоятельств погиб водитель ГОНа (Гараж особого назначения) Илья Жарков.
А в 1978-м пару бронированных машин попросило вовсе не руководство СССР, а поддерживаемое Союзом правительство Афганистана, уверенное, как и многие в мире, что именно на таких лимузинах и возят членов Политбюро во главе с Брежневым. Афганцам, за неимением ничего другого, из запасов ГОНа выделили два старых, но сохраненных ЗИС-115. Один, говорят, до сих пор стоит в музее в Кабуле. А в 1980-м броневики попросил у руководства Союза еще и лидер Кубы Фидель Кастро. Примерно в это время в Москве и начали создание броневерсии нового ЗИЛ-4104.
Краш-тест ЗИС-1й5 на Дмитровском полигоне, 1985 г.
Опыта в этом деле у завода почти не было. Интересно, что именно поэтому в 1985-м на Дмитровском полигоне провели краш-тест ЗИС-115 выпуска начала 1950-х. Машина показала себя безопасной, но для пассажиров, сидящих сзади. Но это и считали главным.
Бронированная капсула для автомобиля ЗИЛ-4105.
ЗИЛ-4105 был не просто бронированной модификацией стандартной машины, а самостоятельной конструкцией, построенной вокруг отдельно спроектированной бронекапсулы. Именно такая конструкция обеспечивала максимальную защиту. Бронекапсулы для ЗИЛ делали в Кургане.
ЗИЛ-4105 на испытаниях, 1980 г.
Масса защищенных автомобилей, в зависимости от комплектации, составляла 5160–5225 кг. Опытную машину в 1980-м подвергли испытания, включая обстрел из автомата. Для «тяжелого», как неофициально называли бронированные машины, ЗИЛ-4105, разработали специальные шины размерностью 250/70R16: И-283 — летние и И-290 — зимние.
Ранний серийный ЗИЛ-4105.
Первые ЗИЛ-4105 с бронекапсулой еще имели дизайн как у стандартного ЗИЛ-4104 первого поколения.
Так называемые «легкие» бронированнные ЗИЛ-41047ТБ фирмы Trasco Bremen.
Помимо автомобиля, построенного вокруг мощной бронекапсулы, прикидывали и так называемый легкий вариант — защиту уже готового ЗИЛ-41047. Три таких прототипа по заказу ЗИЛ изготовила немецкая компания Trasco Bremen. Из такой машины с первоначальным названием ЗИЛ-41047ТБ планировали создать версию ЗИЛ-41053, но позднее эту работу сочли нецелесообразной из-за заметно более слабой защиты пассажиров.
ЗИЛ-41051 с бронекапсулой.
Первые бронированные ЗИЛ-41051 тоже имели дизайн как у ЗИЛ- 4104. В декабре 1984 года два таких автомобиля отправили-таки заказчику на Кубу — в гараж Фиделя Кастро. А с февраля 1985 года стали строить ЗИЛ-41052 — с дизайном обновленного уже ЗИЛ-41047.
Михаил Горбачев и его ЗИЛ-41051 в Ватикане.
Так, после Хрущева, отказавшегося в 1950-х от бронеавтомобилей, первым лидером, кто отгородился от народа и сел в бронированный лимузин, на заре перестройки стал Михаил Горбачев. Последний генсек и первый президент СССР перемещался в защищенном лимузине ЗИЛ-41051. Однако обычно по Москве Горбачева возили на обычной небронированной машине. Защищенные, как правило, везли лишь в дальние, в том числе в зарубежные командировки.
Внешне ЗИЛ-41052 практически неотличим от базовой модели.
Внешне все бронированные машины, в частности и ЗИЛ-41052, практически неотличимы от стандартных. Опознать их можно разве что по немного «мутному» ветровому стеклу. Кстати, в сумерках специфика бронированных 43-миллиметровых стекол — их некая мутность — заметна и с места водителя. Приходится привыкать.
Салон бронированного автомобиля такой же, как у стандартного.
Передняя часть салона бронеавтомобиля тоже неотличима от стандартной в обычной машине. Стекла толстенных дверей не опускаются. Бронированной машине это уж точно ни к чему.
В броневике нет подъемного стекла в салоне.
Характерная черта ЗИЛ-41052 — отсутствие перегородки с подъемным стеклом между задней частью салона и передними сиденьями. Поэтому, строго говоря, бронированный автомобиль — не лимузин, а седан.
В бронированном автомобиле толстенные двери и очень мощные петли.
При открытой двери опознать бронированный автомобиль нетрудно по толстенным дверям на мощнейших петлях.
Президент Борис Ельцин в начале 1990-х ездил в ЗИЛ-41052.
Первого президента России Бориса Ельцина тоже несколько лет возили на ЗИЛе модели 41052 — и за рубежом, и на родине.
Но уже в середине 1990-х ГОН стал активно закупать Mercedes-Benz. На автомобиль этой марки пересел и президент. Объясняли это всего лишь экономической целесообразностью. За ЗИЛ просили куда дороже, чем за немецкий автомобиль. Поэтому необходимость в строительстве ЗИЛ-41052 отпала сама собой. А всего, считая две пробных прототипа, в Кургане изготовили 24 бронекапсулы. Бронированных автомобилей формально было немного больше, поскольку шесть машин со временем переоборудовали из ЗИЛ-41051 в ЗИЛ-41052 с обновленным дизайном. Некоторые бронированные лимузины перестройки сейчас находятся в руках частных владельцев, часть — по-прежнему в резерве ГОНа.
Источник: auto.mirtesen.ru
Комментарии (0)
{related-news}
[/related-news]